Человек и компьютер... Этот тандем стал уже настолько привычным и незаменимым, что границы их сотрудничества, расползаясь во все стороны, почти исчезли за горизонтом. Теперь уже самый маленький человек, еще с трудом наводя “фокус” на разноцветное мигание монитора, требовательно тянет к нему ручонки. А эти самые мониторы, будто болотные огни, завлекающие смертного в пучину виртуального мира, стали попадаться всюду, заняв во многих семьях главенствующее место традиционного телевизора.
Но для нас, взрослых, выросших в здоровой атмосфере бумажных книг, плюшевых игрушечных персонажей и мелкомасштабных “дворовых” ужасов, эта болезнь не так страшна. А как же быть нашим детям, столкнувшимся с этим змеем-искусителем в еще несознательном возрасте? Что вырастет из них, с младых ногтей вкусивших прелестей несуществующего мира? Поколение всезнающих умников или виртуально-зависимых психов? Оказывается, возможен любой из этих вариантов. Результат зависит только от того, насколько грамотно сможем мы, родители, руководить этим сотрудничеством. Ведь, как известно всем, даже яд в малых дозах полезен и целебен, а любое чудодейственное лекарство в большом количестве смертельно опасно. Компьютеры — безусловно, “лекарство”. А для подрастающего поколения – просто комплекс витаминов, способствующий самому пышному росту и развитию всех талантов. Только в меру, буквально по чайной ложечке...И прежде всего уясним себе, что компьютер оказывает на неустоявшуюся еще психику мощное воздействие. Часами и сутками играющие на игровых приставках и персональных компьютерах дети изменяются до неузнаваемости (в том числе и физиологически). Головные боли, утомляемость, молчаливость, вялость или, наоборот, неуравновешенность. Родители поначалу радуются (ребенок, мол, не шумит, на улице не пропадает, всегда на виду), а потом начинают обвинять во всех грехах любой компьютер в принципе...Но если ребенка до старшего возраста вообще не подпускать к компьютеру, возникает другая проблема. Барьер боязни перед техникой становится так силен, что желания залезать в этот “темный лес” уже не возникает. А ведь придется: впереди — информатика в школе, программирование в институте, сотрудничество с компьютером на любой работе. Так что вывод один: нужно найти пресловутую золотую середину.
Во-первых, прежде чем запускать первую, даже самую нехитрую программку, нужно познакомить малыша с правильными названиями клавиш, знаков на мониторе, действий, не углубляясь, однако, в сложные термины. Научите его удобно сидеть за компьютером, держать руки на клавиатуре, соблюдать безопасное расстояние между глазами и монитором: это примерно на длину вытянутой руки. Ведь зрение и позвоночник здесь в той же опасности, что и при чтении в неудобной позе.
Во-вторых, нужно приучать ребенка к анализу собственных действий и их последствий. Он справился с какой-то задачей или только знакомится с новой: поговорите с ним; расспросите, почему получился именно этот результат, к чему привели его ошибки, что надо сделать для их исправления. Не смейтесь над его промахами (вспомните, как сами осваивали эту мудреную технику, опасаясь постоянно нажать “не на ту” клавишу), но критикуйте спокойно, приучая не обижаться на нормальную критику. Это условие – обсуждение игр и заданий на компьютере — очень важно: оно приучает ребенка видеть в “игрушках” не самоцель, а средство для познания мира.
В-третьих, не забывайте — ребенку все быстро надоедает. И чрезмерное увлечение компьютером в первое время (вполне естественное, это же новая игра) может привести к скорому охлаждению и даже отвращению к компьютеру в будущем, когда он на самом деле станет необходимым помощником. Поэтому с детьми 6-8 лет можно заниматься на компьютере не больше 10-15 минут в день. И желательно вместе с вами. Ну, а главное — позаботиться о подборе качественного программного обеспечения. Естественно, начинать нужно с игр, иначе ребенку все быстро наскучит, и он отнесется к комьютеру как к еще одному скучному учебнику. Но, конечно, это не расхожие “стрелялки” и “гонялки”. Хотя и среди широко распространенных игрушек можно найти что-то приемлемое. Но опасность получить кустарную программу низкого педагогического или даже просто технического качества очень высока. Сейчас на прилавках есть огромное количество игр, которые “рекламируют” почти настоящие педагоги. Но при малейшем сомнении в качестве все же стоит приобрести программу чуть подороже, но с гарантией. А может быть, эта игра совсем не преследует развивающих или обучающих целей? Распознать это рядовому родителю будет сложно. Поэтому настоящая педагогическая программа для ребенка, как и любой качественный товар сегодня, должна иметь и сертификат качества, и заслуживающего доверия производителя